|
А это текст, кому интересно. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей». М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Первый раз я узнала о карельском писателе Александре Костюнине, когда заглянула на его сайт в Интернете. Прочитала объявление о конкурсе и решила испытать свои силы. Естественно, для начала надо было познакомиться с произведениями писателя. И я выбрала сборник его рассказов «Двор на Тринадцатом». Начала читать, и захотелось остановиться на первых же страницах: разве так должны писать настоящие писатели? Как будто кто-то очень хорошо знакомый рассказывает о себе, своей жизни… Рассказывает самыми простыми, обыкновенными словами. Ни тебе подвигов, ни захватывающих дух приключений, ни возвышенных чувств… Ну вот, думала, еще одна строка – и хватит. Но строка бежала за строкой, а я не могла оторваться. И плакала над замученной чайкой в «Младшем брате»; и, несмотря ни на что, сочувствовала сыну уголовника Сикосе из рассказа «Куда уходит детство»; и с замиранием души соглашалась идти с друзьями на стройку взрывать консервную банку в «Воздушном змее»; и вместе с пацанами в рассказе «Три аккорда» получала во дворе музыкальное образование, и уходила последней из друзей в армию, когда читала «Проводы»… Такой безыскусный язык, такие, на первый взгляд, непритязательные истории, самая обыкновенная жизнь, со своими радостями, огорчениями и переживаниями, какой жили несколько десятилетий назад сотни тысяч советских людей. Какой наверняка живут и сейчас многие из моих современников. И через все это, словно стрелка компаса, почти осязаемая мысль – свою «темную» половину человек обязательно, в любой ситуации, должен стараться держать в узде. Не давать ей вырваться на поверхность, не позволять задушить доброе нравственное начало, которое обязательно есть в каждом из нас. Именно Александр Костюнин подтолкнул меня задуматься: а что на земле первично – добро или зло? Конечно, такая мысль не мне первой пришла в голову. Она посещала и посещает многих. Недаром ведь ещё с давних времен и самые лучшие умы человечества, и простые, обычные люди пытались определить, какая из этих сил появилась раньше. Кто-то утверждал, что добро. А кто-то доказывал, что первым было зло. Находились и такие, кто уверял: добро и зло существуют отдельно; белое есть белое, черное – черное. И они никогда не смешиваются. Мне кажется, что добро и зло родились одновременно. Они не могут существовать друг без друга, как не могут существовать предметы без тени в солнечном или лунном свете. Не зря ведь гениальный Михаил Булгаков в одном из своих произведений писал: если бы не было зла, то откуда бы люди смогли узнать, какое оно - добро? Наверное, у каждого бывают в жизни моменты, когда решаешь для себя, что же такое добро и зло. Каждый день, пусть незаметно для самих себя, решают эту задачу и герои цикла рассказов Александра Костюнина «Двор на Тринадцатом». По сути уже с самого детства все мы не просто «белые» или «черные». В каждом человеке уживается и доброе, и злое начало. Но к кому-то судьба поворачивается светлой стороной, и зло так и не получает возможности всплыть на поверхность человеческой души. А другого жизнь изо всех сил старается выкрасить густой черной краской. Так произошло и с Сикосей – героем рассказа «Куда уходит детство». «Сикося из нас самый старший. Ему пятнадцать. Отец у Сикоси уголовник. С ними не жил, всё по тюрьмам… Мать, тётка Соня, по ночам гнала самогон, приторговывала. Аппарат и готовую продукцию прятала в сарайке». По-моему, ничего больше добавлять не нужно. В нескольких фразах – вся трагедия подростка. Дворовые мальчишки сторонились его за «наглость», за то, что подходил к их компании только с какой-то «выгодой». А мне кажется, что Сикося просто стыдился своих родителей, что вся эта наглость и ушлость были всего лишь прикрытием детской ранимости и желания искренней, равной дружбы со сверстниками. В глубине души паренек был хорошим человеком. Когда пятнадцатилетний Сикося повел всех на склад, где хранились сладости, уверена, он делал это и ради того, чтобы хоть как-то наладить отношения с ребятами. К сожалению, его небогатый жизненный опыт подсказывал ему только такой способ – кражу. Конечно, воровство – преступление и грех. Да только Сикосе никто не говорил об одной из библейских заповедей – «Не укради». Некому было объяснить мальчику, как по-настоящему можно делать людям добро. В конце концов Сикося и вовсе пошёл по стопам отца: из одной колонии в другую, из одной тюрьмы в следующую... И в какой-то момент все человеческое в нем умерло. И он убил… «До чего холоден взгляд и решительно сжаты Сикосины губы. Как, по-звериному пригнув бритую голову, скользящими быстрыми шагами тот приближался, скрывая правую руку за спиной… Что-то длинное, острое предательски вошло в тело Кочкаря, как раз вровень с сердцем. Взгляд Сергея поплыл, ватные ноги не удержали, и он рухнул в тёплую пыль…» «Выбор есть у каждого. Мы сами избираем свой путь». Сделал свой выбор Сикося, сделал его и другой житель двора на Тринадцатом, персонаж рассказа «Младший брат» Игорек. Со временем он превратился в настоящего жестокого хищника: «сутулые настороженные лопатки... вечная кривая ухмылка... холодные глаза, за которыми чёрная, омертвелая душа…» А начали это страшное превращение родители. Именно их слепая любовь и защита виноваты, что в душе их младшенького, с «широко распахнутыми светлыми глазками» сына зло перевесило добро. Прочитала я «Младшего брата» и поняла: легенды о том, что добро побеждает зло, чаще всего так и остаются легендами. Черную, омертвелую душу оживить почти невозможно. Не получилось и у Вовки повернуть младшего брата в сторону добра. Игорь упорно сопротивлялся. Зло, которое угнездилось в нем, не давало услышать голос брата, голос добра. Снова добро и зло тесно сплелись между собой, как сплелись в неразрывное целое судьбы и жизни двух братьев. Убеждая меня ещё раз: по отдельности эти две такие разные половинки одного целого существовать не могут.
|