Пивной алкоголизм
"От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными"
Бисмарк
Российские врачи бьют тревогу: число людей, страдающих алкогольной зависимостью растет год от года и, что самое страшное, оно растет в немалой степени за счет молодых людей, в том числе несовершеннолетних.
Сегодня смело можно говорить о появлении такого явления, как пивной и баночный алкоголизм. В отличие от алкоголизма традиционного, который формируется за счет употребления крепких алкогольных напитков (прежде всего водки и вина), пивной и баночный алкоголизм – следствие потребления слабоалкогольных напитков – пива, коктейлей и джин-тоников. Опасность этой новой разновидности «пьяной болезни» состоит как раз в том, что человека затягивает в эту трясину незаметно. Более того, большинство считает, что слабоалкогольные напитки и вовсе безвредны: «Я пью только пиво! Какой же я алкоголик!» – вот их позиция. Действительно, если вы идете по улице с бутылкой водки и отхлебываете из горлышка, вас назовут алкоголиком. С бутылкой пива люди ездят даже в метро и не видят в этом ничего предосудительного. За последние несколько лет под влиянием массированной телерекламы выросло целое поколение таких людей. Таким образом, именно молодежь оказалась подвержена синдрому пивного алкоголизма.
Согласно проведенным Госсанэпиднадзором исследованиям, на прилавках российских магазинов все большую долю пива составляют крепкие сорта этого напитка – с содержанием алкоголя более 6%. Более того, нередко можно встретить пиво, где эта цифра достигает 12-14%! Согласитесь, что пивом подобный напиток можно назвать с большой натяжкой. Безалкогольное и свехлегкое пиво в России производится в очень небольших количествах – скорее для виду и для прикрытия: производство подобных сортов пивоваренным компаниям невыгодно.
Как утверждают специалисты-наркологи, пивной алкоголизм формируется дольше обычного (от 1 года до нескольких лет), но протекает намного тяжелее. А выход из пивного запоя очень длительный. Последствия пивной зависимости более разрушительные: в организме повышается объем циркулирующей жидкости, следовательно, увеличивается нагрузка на сердце и почки, а это приводит к развитию серьезных патологий.
Пиво очень быстро всасывается в организм: переполняется кровеносное русло, а при большом количестве выпитого может возникнуть варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Подобное явление называется в медицинской практике «синдром пивного сердца» или «синдром капронового чулка». При частых злоупотреблениях пивом, сердце провисает, становится дряблым.
Пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при употреблении им тяжело выражены соматические последствия: миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит. При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки головного мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжелые психопатоподобные изменения.
Бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Оно бывает очень назойливым и с трудом отпускает. В итоге пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.
Последствия пивного алкоголизма у мужчин – выделение в печени вещества, которое подавляет выработку основного мужского полового гормона метилтестостерона. Как результат – выработка женских половых гормонов, расширение таза, разрастание грудных желез, из которых начинает выделяться молозиво. У женщин – другая проблема – растет вероятность заболеть раком грудной железы. Опасно пить пиво и кормящим матерям – ведь все вредные вещества, в том числе и алкоголь попадут в грудное молоко.
Однако особенно опасно пиво для молодого несформировавшегося организма: пиво губительно влияет на внутренние органы (сердце, почки и печень), а также может вызвать проблемы в развитии репродуктивной функции, которая проявляется немного позднее. Все это усугубляет и без того нерадостную картину: ведь по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей.
По наблюдениям правоохранительных органов, увеличение потребления пива, как более дешевого по сравнению с водкой и вином напитка, увеличивает количество бытовых ссор, внутрисемейную агрессию, число драк и беспорядков в общественных местах. В последнем случае достаточно вспомнить, что было во время и после футбольных матчей, возле стадиона «Петровский», когда свободная продажа пива в этом районе не была запрещена.
Помимо пивного алкоголизма, современные врачи наблюдают и другой новый вид пьянства – баночный алкоголизм. Он развивается чаще всего у домохозяек, причем домохозяек довольно состоятельных. Баночный алкоголизм – это эффект, возникающий при постоянном употреблении так называемых «легких» алкогольных напитков, например, джин-тоников. Состоятельные дамы средних лет запасаясь в супермаркетах продовольствием, покупают такие напитки целыми упаковками. И кажется, что все нормально, ведь это практически не алкоголь. Но баночки кончаются с каждым разом все быстрее и вот, зависимость налицо.
Решающую роль в пивной алкоголизации нашего общества, без сомнения, сыграла неумеренная телевизионная реклама пива, которая сегодня льется с экранов и днем, и ночью, и в будни, и в праздники, и в «детское», и во «взрослое» время, во время фильмов и в новостях. Почему же подобный перекос стал возможен? Попробуем разобраться.
Бурный рост рекламного рынка начался в 1992 году, и в течение трех лет практически никак не регулировался: мы видели на экранах и подмигивающего «Распутина», и смирновскую водку, и ковбоя «Marlboro», и акции АО «МММ», которые, как всем известно, «абсолютно ликвидны»… Эта рекламная вакханалия закончилась в середине 1995 года, когда, наконец, был принят закон «О рекламе», а алкогольные и табачные ролики окончательно исчезли с наших экранов 1 января 1996 года. Но реклама пива осталась и остается до сих пор. Тут вся загвоздка в том, что пиво, согласно российскому законодательству, к алкогольным напиткам не относится. Пиво – это пиво, его производство и оборот регулируется законом о пиве, которого… не существует. Именно запрет рекламы алкоголя и разрешение пивной рекламы вывели за эти семь лет российскую пивную отрасль в лидеры пищевой промышленности и сформировали сильное, влиятельное и весьма богатое пивное лобби.
Вряд ли кто-то будет спорить, что пивная отрасль – это пример весьма удачного и динамично развивающегося бизнеса в России, что она представляет собой один из столпов современной отечественной экономики, т.к. платит немалую долю налогов в бюджет. Однако стоит также признать, что этот бизнес построен на здоровье наших детей и, в конечном счете, цена пивного чуда будет непомерно высокой для нашей нации!
Сегодня российские медики бьют тревогу и думают, как бороться с возникшей проблемой. Пока все старания Госсанэпиднадзора и главного Государственного санитарного врача Геннадия Онищенко оказались тщетными. Высказанное вслух Геннадием Онищенко сомнение в целесообразности и правомерности пивной рекламы вызвало немедленную взрывную реакцию внутри пивного сообщества. Сила этой ответной реакции была такой, как будто Онищенко, как минимум, предложил закрыть все пивзаводы. Онищенко считает, что пиво по сути тоже является алкогольным напитком со всеми вытекающими последствиями для человека. «Я бы этому мужику, который рекламирует пиво и пропустил за кружкой Новый год, дал бы "Оскара" - за образ алкоголика на грани между I и II стадиями алкоголизма: все факты налицо – перепутал время, забыл куда пришел..." – говорит главный санитарный врач.
Впрочем, это сражение пивовары выиграли, что и неудивительно, потому что закон в данном случае на их стороне, пока нет изменений именно на законодательном уровне, бороться с пивной рекламой все равно что пытаться заткнуть пальцем пробоину в днище судна. Хотя, конечно, прецеденты запрета отдельных рекламных роликов есть. Например совсем недавно – в конце августа – комиссия МАП официально признала, что реклама "Клинского" пива весьма опасна для психики подростков и молодежи. Некоторые ролики "Клинского" признаны "побуждающими к совершению опасных действий". В частности, в поле зрения Комиссии попали два ролика: первый, где хлебнувшие пива молодые люди бегут купаться и второй, где не более трезвая молодежь катается на багажной тележке в непосредственной близости от железнодорожных путей. Как считает МАП, «потребление пива "Клинское" способно привести к состоянию алкогольного опьянения, находясь в котором купание и катание по железнодорожной платформе на багажной тележке являются опасными для жизни».
Но все это, как говорится, отдельные эпизоды, и в целом картина остается прежней. Что же можно предпринять в законодательной сфере? Наиболее логичным представляется приравнять рекламу пива к рекламе алкоголя, запретить телевизионную рекламу или, по крайней мере, значительно ограничить ее (например, по времени трансляции). Особо остро сегодня встает вопрос о принятии закона «О пиве», который бы поставил все точки над i. Однако все эти варианты крайне невыгодны пивному лобби, потому что приведут к ущемлению их интересов. Они обсуждались неоднократно, но всякий раз, под давлением пивного сообщества их принятие откладывалось, как и разработка пресловутого закона «О пиве». Политика пивных компаний – это консерватизм: сохранить нынешнее положение дел на как можно более длительных период. Именно поэтому очередные поправки к рекламному законодательству, принятые Госдумой еще в апреле этого года, так и застряли на уровне первого чтения.
Впрочем, в вопросе запрещения пивной рекламы есть множество нюансов и различных точек зрения. Например, пивные компании своей вины в пивной алкоголизации населения не видят. По их мнению, если молодежь и несовершеннолетние употребляют слишком много пива, то это проблема государства, а не бизнеса. Нужно лучше контролировать торговлю и проводить дополнительные исследования в этой сфере, которые бы действительно доказали, что употребление пива приводит к неблагоприятным социальным последствиям. Что касается торговли, то тут есть доля истины – ни для кого не секрет, что в этой сфере наблюдаются порой вопиющие нарушения, но контролировать продажу пива весьма сложно – ведь оно не относится к алкогольным напиткам, и соответственно, не попадает в группу товаров риска.
А вот в проведении исследований необходимости практически нет: к чему учиться на собственных ошибках, когда можно оценивать ошибки других. В мире с проблемой пивного алкоголизма столкнулись уже давно и давно провели все исследования. Здесь достаточно опыта наших ближайших северных соседей – Финляндии, Швеции и Норвегии. Проведенные в конце 80-середине 90гг исследования выявили несколько важных закономерностей, в частности в области рекламы. Например, выяснилось, что пивная реклама больше всего действует на подростков и лиц в возрасте до 25 лет. Именно в их неокрепшее сознание пивовары и стремятся заронить идею обо всех прелестях пива (о том, как это «круто», модно и даже полезно для здоровья). Вот почему во многих странах реклама пива приравнена к алкоголю и запрещена.
Другой аспект запрещения телевизионной рекламы пива – финансовое положение самого телевидения. По мнению некоторых, подобный запрет сильно ударит по бюджету телекомпаний, и российские зрители лишаться возможности смотреть качественные фильмы, которых и так очень немного на наших экранах. Очевидно, что это весьма лукавая позиция: согласно данным крупнейшего оператора рекламного рынка «Видео Интернэшнл», сегодня ощущается острый дефицит рекламного времени. Спрос на рекламу намного выше предложения, так что уход с рынка пивной рекламы не станет для телевидения катастрофой.
Запрещать или не запрещать телерекламу пива – решать прежде всего российским законодателям. Возможно, эти ограничения и подорвут развитие пивной отрасли, как утверждают пивные бароны, и, в следствие этого, упадут доходы бюджета. Но очень хотелось бы, чтобы власти сегодня задумались не о доходах, рублях долларах и процентах, а о здоровье населения (ведь здоровье действительно не купишь и больная нация развиваться не сможет). И хочется, чтобы они задумались об этом именно сегодня, а не завтра, ведь завтра может быть поздно.
«Ледокол» (С-П-бург)